пн.-пт. с 09.00 до 18.30

г. Москва, Солнцевский проспект, дом 7, корпус 3 (ЗАО)

Лекция психолога

Как выжить на экзамене, научиться понимать сигналы своего тела и управлять своим эмоциональным состоянием?

Как понять, что происходит с твоей нервной системой в состоянии стресса и какие меры можно предпринять, чтобы минимизировать отрицательный стресс? Об этом в своей лекции рассказала нам психолог-консультант, специалист по работе со стрессами Наталья Лучкина. 

Итак, озвучим основные тезисы:

✅ Если говорить простым языком, стресс – это специфическая реакция организма на неспецифическую ситуацию, которая достаточно энергозатратна для нашего мозга.

✅ Организм испытывает схожие процессы как при радости, так и при горе. То есть существует отрицательный стресс и положительный стресс, при котором выделяются гормоны счастья, а значит, позитивная энергия для психики. Примером положительного стресса может служить влюблённость, а отрицательного – как раз экзамен.

✅ Со стрессом тесно связано понятие самооценки. В любом кризисе самооценка падает, поэтому наша задача наращивать её в течение всей жизни. Эффективнее всего в этом смысле будет дело, в котором вы себя чувствуете лучше и увереннее других. То есть нужно найти и продолжать развивать то, в чём лично вы преуспеваете и имеете преимущество перед другими. Чем выше самооценка, тем ниже уровень стресса.

✅ Запомните: в стрессе информация усваивается намного хуже. Чем больше стресс, тем ниже уровень сознания. Усвоение информации идёт только на позитиве. Поэтому одной из основных задач педагога является установление стабильно положительного эмоционального фона учащихся.

✅ Обратите внимание, в какое время дня вы наиболее эффективны и планируйте время подготовки к экзаменам.

✅ Не пытайтесь учить нелюбимый предмет на ночь, так как именно ночью мозг автоматически «подчищает» всё, что связано со стрессом. При заучивании подкрепляйте себя чем-то положительным, например, визуализацией приятных для вас образов.

✅ Помните: все сильные эмоции заразительны. Отделяйте эмоции человека от самого человека.

✅ В настоящее время подростковый возраст начинается в 10 лет и заканчивается... в 25!!! В этот период лобная доля мозга, оттормаживающая сильные эмоции, ещё только развивается, из-за чего контролировать себя в этом возрасте очень непросто.

Тем не менее, есть некоторые действенные приёмы самоконтроля.

Для этого:
Определите свой тип реагирования.
1. Адреналиновый: во время стресса вас трясёт, бросает то в жар, то в холод, сознание отключается.
2. Кортизоновый: «замри и жди», когда при стрессе вы не можете произнести ни единого слова, вы просто отключаетесь.

Если вы относитесь к первому типу реагирования, то нужно знать следующее:

✅ Адреналин выводится из организма только физической активностью. Если вы занимаетесь спортом, то ни в коем случае не бросайте занятия при подготовке к экзаменам, это чревато худшим усвоением информации и адреналиновым скачком.

✅ Если вы чувствуете сильное волнение перед экзаменом, не прекращайте двигаться, не сидите, а лучше походите вверх-вниз по лестнице, если есть возможность.

✅ Прекрасно снимает стресс громкий крик. Если такой возможности нет, попробуйте прием «глухой крик».

✅ Слёзы так же прекрасно помогают выводу адреналина – поплачьте.

✅ Если вы уже сидите за экзаменационным столом, попробуйте перефокусировать свое внимание: пишите текст песни или стихи на черновике, дайте себе задание найти, например, семь красных предметов в этом помещении и т.п.

✅ В период экзаменов практикуйте политику самопоощрения – делайте то, от чего вы наверняка получите положительные эмоции. Это стимулирует выработку нейромедиаторов счастья – окситоцина, эндорфина.

Видеозапись лекции Натальи Лучкиной доступна ниже:

Все новости